Парус – Мягкая пластина, непосредственно воспринимающая давление ветра, при его использовании для движения судов. По форме паруса подразделяются на прямые и косые.
Паруса сшиваются обычно из отдельных полотнищ парусины и усиливаются нашивками (банты и боуты). Его края (шкаторины) обшиваются канатом (лик-тросом). Для продевания тонких снастей в парусе делают отверстия (люверсы), а для крепления основных снастей очки (кренгельсы и коуши).
Парусное вооружение – совокупность парусов, рангоута и такелажа, воспринимающих и передающих ветровую энергию парусному судну для приведения его в движение.
Парусность – суммарная площадь надводных частей судна, воспринимающих давление ветра.
В зависимости от рабочего положения паруса и его конструктивных особенностей основные паруса принято делить на: 1.Прямые паруса 2.Косые паруса 3.Вспомогательные паруса
1.Прямые паруса крепятся к рею и устанавливаются поперёк корпуса корабля имея возможность отклониться от своего положения вправо-влево примерно на 30 - 40 градусов. Полотнище паруса может быть прямоугольным, трапециевидным или, в отдельных случаях иметь более сложную форму. Наименование паруса зависит от расположения его на рангоуте.
Прямые паруса просты в изготовлении, управлении и обеспечивают хорошую тягу ветре с кормовой четверти. Практически не позволяют идти круто к ветру. В лавировку круче 67º к линии ветра идти не удаётся.
Прямые паруса являются древнейшей формой паруса, известной человечеству. Самое раннее изображение прямого паруса датируется III тыс. до н. э. И обнаружено оно в Египте.
2. Косыми парусами называются паруса, устанавливающиеся вдоль корпуса корабля, как на штагах, так и на лёгких реях. Могут иметь треугольную, трапециевидную, либо более сложную форму. В свою очередь косые паруса подразделяются на две группы: а. Рейковые паруса б. Стакселя и кливера
а.Рейковые паруса крепятся к легкому поворотному рею и могут вращаться вместе с ним вокруг мачты на угол до 180 градусов.
В ряде случаев реев может быть два. Полотнище паруса может иметь треугольную, прямоугольную, трапециевидную или иную форму. Главным преимуществом рейковых парусов, перед прямыми, является возможность круче к ветру идти в лавировку, меньшая численность привлекаемого для управления экипажа, меньшая масса рей и снастей. Основными типами рейковых парусов являются: а.Латинский парус б.Балансирный парус в.Гафельный парус г.Шпринтовый парус
Менее распространёнными парусами подобного типа можно считать паруса джонок и различные паруса народов Полинезии, Микронезии, Индонезии и Африки...
а.Латинский парус, в классическом своём варианте, представляет собой равнобедренное треугольное полотнище, по длинной стороне пришнурованное к облегченному составному рею (называющемуся специальным термином – «рю»). Получил наибольшую известность как «галерный парус». Впоследствии форма и пропорции латинских парусов претерпели некоторые изменения. Так арабы обрезали передний угол паруса, превратив его в вытянутую трапецию. Применявшийся с XVI в. в качестве бизани латинский парус, на европейских парусниках, вытянулся в длину, потеряв в высоте. На нильских гайясах рю задрали почти в зенит, а на латинском вооружении шлюпок почти примотали к мачте. Латинский парус позволяет остро идти к линии ветра, порой до 20º, что делает его удобным для лавировки. Однако при ходе с ветром кормовой четверти в тяге он несколько проигрывает прямому парусу. Иногда настолько, что выгодно идти с попутным ветром лавируя.
Парус данного типа появился в Средиземноморье, где и был весьма распространён. На Севере Европы его, поэтому, порой называли «левантийским». Фактически, второй «по старшинству» после прямого паруса. Геродот, Фуктид и Ксенофонт упоминают его под названием «акатия». То есть достоверно он известен примерно с IV -V вв. до н. э.
б.Балансирный парус представляет собой неравнобедренную трапецию по верхнему краю прикреплённую к рею, подвешенному на мачте таким образом, что часть паруса, обычно 1/3 или ¼ находится впереди мачты, а остальная часть – позади. Порой их так и называют «третьяк» или «четвертак».
Сильно вытянутые вниз, балансирные паруса были характерной чертой бретонских парусников – люгеров. Отсюда и второе название этого паруса «люгерный». В более ранний период - второй половины XVII – последней четверти XVIII в. сильно вытянутый горизонтально рейковый парус назывался билландером, что дало соответствующее наименование типу каботажных парусников северной Европы.
Рейковое вооружение более прогрессивно чем прямой
парус и дает возможность идти под более острым углом к ветру, порой до 60° . И почти столь же эффективно при попутных ветрах.
Появившийся в XVIII в Бретани на лёгких беспалубных двухмачтовых рыболовных судах вскоре стал популярен и на более солидных кораблях. В период наполеоновских войн люгеры обрели до трёх мачт и двух ярусов парусов, вкупе с 10 – 18 пушками. Эффективность их оказалась так велика, подобные корабли срочно ввели в состав флотов Англии, Голландии, России. Однако этот всплеск популярности был кратковременным. В настоящее время шире всего рейковые паруса применяются как парусное вооружение спасательных шлюпок морских судов.
в.Гафельный парус, точнее гафельное вооружение получило своё название по рею-гафелю, с помощью которого ставятся два паруса – галф-трисель и галф-топсель . Галф-трисель имеет форму неравнобедренной трапеции. Верхняя шкаторина паруса шнуруется к гафелю, охватывающему наделками - "усами" мачту или трисель-мачту. Передняя шкаторина шнуруется к мачте, а нижняя растягивается талью вдоль рея - гика, крепящегося подвижно через "усы" к мачте. Реже используются триселя со свободной нижней шкаториной – без гика. Галф-топсель – треугольный или четырёхугольный парус поднимаемый над галф-триселем. Передней шкаториной галф-трисель крепится к стеньге мачты, а нижней к гафелю.
Гафельный парус позволяет идти в лавировку под углом до 45° к ветру. Уступая прямому парусу в тяге только при ветре строго с кормы. Но не столь фатально, как латинский парус.
Этот, второй по распространённости в 19 в парус появился довольно поздно – в конце XVI , начале XVII в. и поначалу использовался исключительно на малотоннажных судах Англии, Голландии, Дании, Германии. Постепенно, завоёвывая популярность, стал «перебираться» на корабли всё более старших рангов. Так, если в 1750 – 1770 гг им оснащались фрегаты, то в 80-е годы XVII им уже всё чаще вооружали линейные корабли. К концу XVII в. корабли с латинской бизанью стали исключением, уступившей пальму первенства галф-триселю. И всё же пика популярности гафельные паруса достигли с широким внедрением парусного вооружения типа «шхуна». Появившиеся в Северо-Европейском регионе в начале XVII в. (первое достоверное изображение датируется 1628 г). В XVIII в. в Америке разразился бум строительства шхун, приведший в начале XX в к созданию совершенно монструозных шести и семимачтовых парусников.
г.Шпринтовый парус менее всего можно отнести к рейковым так как собственно рея он не имеет. Полотнище паруса пришнуровывается к мачте, а ноковый угол растягивается специальной снастью, называемой шпринтов, пяткой своей упирающейся в бензель на мачте.
Появился шпринтовый парус бассейне Средиземного моря. На изображениях римской эпохи он встречается только на небольших судах. Второе «рождение» шпринтового паруса произошло в Дании в XV в. В странах Северной Европы был очень популярен на малых и средних судах, став своего рода, «визитной карточкой» голландских каботажных парусников.
б.Стакселя и кливера. Имеют треугольную или трапециевидную форму. Ставятся на штагах или леерах соответствующих мачт и стеньг. Стакселя – паруса треугольной или четырёхугольной формы, ставятся на штагах мачт и стеньг, а так же между фок-мачтой и форштевнем.
Стакселя появляются на военных парусных кораблях с XVII в. и оттуда уже перекочевывают на торговые парусники
Кливера – паруса исключительно треугольной формы, ставятся на штагах между фок-мачтой и бушпритом с утлегарем.
Кливера появляются на парусных кораблях с XVIII в., вслед за стакселями.
3. Вспомогательные паруса. Паруса закрепляемые в слабый ветер для увеличения площади основных парусов называются вспомогательными и делятся на пришнуровываемые к основным - бонеты и растягиваемые на выдвигаемых реях и выстрелах (лисель-спиритах) - лиселя.
Бонеты – полотнища парусины, пришнуровывавшиеся к нижнему, а реже боковому краю прямых и латинских парусов. Могли обеспечить 20 – 30% увеличение площади паруса.
Появление и применение бонетов ограничено XIV – XVI веками. Вышли из употребления после введение в обращение практики взятия рифов, на парусах. Сохранились до 19 в. лишь на ряде судов с традиционными местными типами парусного вооружения
Лиселя – Паруса, ставившиеся по боковым шкаторинам прямых парусов на специальных, выдвигаемых реях – лисель-спиритах. Позволяли увеличить площадь парусов на 30, а иногда и на 40%. Однако были сложны в установке и управлении, поэтому ставились, как правило, в форс-мажорных обстоятельствах. Торговые парусники, кроме клиперов и пакетботов не несли их в принципе.
Начали эпизодически применяться на военном флоте с середины XVII в., но реально распространение лиселей наступило со второй половины XVIII в.