Форма входа

Поиск

Материалы сайта

Комментариев: 75
Форум: 36/918
Фотографий: 176
Новости: 16
Статьи: 17

Самые популярные

[15.06.2010]
Так ли историчен Assassins Creed 2, как его малюют? (25)
[11.10.2009]
Ятаганы (4)
[11.10.2009]
Как я делал игровой арбалет (3)
[06.04.2010]
Ассасины как есть или Почему Assassins creed никогда не будет правдивой игрой. (9)
[03.02.2010]
Сказ про постройку арбалета малого. (2)

Друзья сайта


  • Московский Каталог сайтов

  • Военно-исторический форум


  • Военно-исторические ресурсы
    Military History
    Рейтинг Военных Сайтов



    Статистика

    Сейчас бродят: 1
    Залётных: 1
    Местных: 0




    Сегодня были





    Суббота, 20.10.2018, 06:57, Andreyka_14(23)
    Приветствую Вас Залетный | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » История военного дела » Флот гражданский

    Паруса и их основные типы
    Паруса и их основные типы.

    Быстрый переход:
         Парус
         Парусное вооружение
         Парусность
               прямые паруса
             - косые паруса
                  - рейковые паруса
                        латинский парус
                          балансирный парус
                        гафельный парус
                        шпринтовый парус
                    стаксель
                    кливер
              - вспомогательные паруса
                    бонет
                    лисель





        Парус – Мягкая пластина, непосредственно воспринимающая давление ветра, при его использовании  для движения судов. По форме паруса подразделяются на прямые и косые.
     
     
         Паруса сшиваются обычно из отдельных полотнищ парусины и усиливаются нашивками (банты и боуты). Его края (шкаторины) обшиваются канатом (лик-тросом). Для продевания тонких снастей в парусе делают отверстия (люверсы), а для крепления основных снастей очки (кренгельсы и коуши).
     

     
        Парусное вооружение – совокупность парусов, рангоута и такелажа, воспринимающих и передающих ветровую энергию парусному судну для приведения его в движение.

        Парусность – суммарная площадь надводных частей судна, воспринимающих давление ветра.

    В зависимости от рабочего положения паруса и его конструктивных особенностей основные  паруса принято делить на:
      1.Прямые паруса
      2.Косые паруса
     
    3.Вспомогательные паруса

     
    1.Прямые паруса крепятся к рею и устанавливаются поперёк корпуса корабля имея возможность отклониться от своего положения вправо-влево примерно на 30 - 40 градусов.                                                         
      Полотнище паруса может быть прямоугольным, трапециевидным или, в отдельных случаях иметь более сложную форму.
       Наименование паруса  зависит от расположения его на рангоуте.

       Прямые паруса просты в изготовлении, управлении и обеспечивают хорошую тягу ветре с кормовой четверти. Практически не позволяют идти круто к ветру. В лавировку круче 67º к линии ветра идти не удаётся.

      Прямые паруса являются древнейшей формой паруса, известной человечеству. Самое раннее изображение прямого паруса датируется III тыс. до н. э. И обнаружено оно в Египте.

      


      2. Косыми парусами
    называются паруса, устанавливающиеся вдоль корпуса корабля, как на штагах, так и на лёгких реях.
       Могут иметь треугольную,  трапециевидную, либо более сложную форму.
       В свою очередь косые паруса подразделяются на две группы: 
          а. Рейковые паруса
          б. Стакселя и кливера

      а.Рейковые паруса крепятся к легкому поворотному рею и могут вращаться вместе с ним вокруг мачты на угол до 180 градусов.                                 
     
       В ряде случаев реев может быть два.
      Полотнище паруса может иметь треугольную, прямоугольную, трапециевидную или иную форму.
      Главным преимуществом рейковых парусов,  перед прямыми, является возможность круче к ветру  идти в лавировку, меньшая численность привлекаемого для управления экипажа, меньшая масса рей и снастей.
      Основными типами рейковых парусов являются:
        а.Латинский парус
        б.Балансирный парус
        в.Гафельный парус
        г.Шпринтовый парус

       Менее распространёнными парусами подобного типа можно считать паруса джонок и различные паруса народов Полинезии,  Микронезии, Индонезии и Африки...

        а.Латинский парус,
      в классическом своём варианте, представляет собой равнобедренное  треугольное  полотнище, по длинной стороне пришнурованное к облегченному составному рею (называющемуся специальным термином – «рю»). Получил наибольшую известность как «галерный парус».
     
        
      Впоследствии форма и пропорции латинских парусов претерпели некоторые изменения. Так арабы обрезали  передний угол паруса, превратив его в вытянутую трапецию.
      
      Применявшийся с XVI в. в качестве бизани латинский парус, на европейских парусниках, вытянулся в длину, потеряв в высоте.
      
    На нильских гайясах рю задрали почти в зенит, а на латинском вооружении шлюпок почти примотали к мачте.   
     

        Латинский парус позволяет остро идти к линии ветра, порой до 20º, что делает его удобным для лавировки.  Однако при ходе с ветром кормовой четверти в тяге он несколько проигрывает прямому парусу. Иногда настолько, что выгодно идти с попутным ветром лавируя.


       Парус данного типа появился в Средиземноморье, где и был весьма распространён. На Севере Европы его, поэтому, порой называли «левантийским». Фактически, второй «по старшинству» после прямого паруса. Геродот, Фуктид и Ксенофонт упоминают его под названием «акатия». То есть достоверно он известен примерно с IV -V вв. до н. э.


       б.Балансирный парус представляет собой неравнобедренную трапецию по верхнему краю прикреплённую к рею, подвешенному на мачте таким образом, что часть паруса, обычно 1/3 или ¼  находится впереди мачты, а остальная часть – позади. Порой их так и называют  «третьяк» или «четвертак».

       Сильно вытянутые вниз, балансирные паруса были характерной чертой   бретонских парусников – люгеров. Отсюда и второе название этого паруса «люгерный».
      В более ранний период -  второй половины XVII –  последней четверти XVIII в. сильно вытянутый горизонтально рейковый парус назывался билландером, что дало соответствующее наименование типу каботажных парусников северной Европы.


       Рейковое вооружение более прогрессивно чем прямой парус и дает возможность идти под более острым углом к ветру, порой до 60° .
    И почти столь же эффективно при попутных ветрах.

          Появившийся в XVIII в Бретани на лёгких беспалубных двухмачтовых  рыболовных судах вскоре стал популярен и на более солидных кораблях.
        В период наполеоновских войн люгеры обрели до трёх мачт и двух ярусов парусов, вкупе с 10 – 18 пушками. Эффективность их оказалась так велика, подобные корабли срочно ввели в состав флотов Англии, Голландии, России. Однако этот всплеск популярности был кратковременным.
        В настоящее время шире всего рейковые паруса применяются как парусное вооружение спасательных шлюпок морских судов.
     

         в.Гафельный парус, точнее гафельное вооружение получило своё название по рею-гафелю, с помощью которого ставятся два паруса – галф-трисель и галф-топсель .
       Галф-трисель имеет форму неравнобедренной трапеции. Верхняя шкаторина паруса шнуруется к гафелю, охватывающему наделками - "усами" мачту или трисель-мачту. Передняя шкаторина шнуруется  к мачте, а нижняя растягивается талью вдоль рея - гика, крепящегося подвижно через "усы" к мачте.
        Реже используются триселя со свободной нижней шкаториной – без гика.
          Галф-топсель – треугольный или четырёхугольный парус поднимаемый над галф-триселем. Передней шкаториной галф-трисель крепится к стеньге мачты, а нижней к гафелю.

           Гафельный парус позволяет идти в лавировку под углом до 45
    ° к ветру. Уступая прямому парусу в тяге только при ветре строго с кормы. Но не столь фатально, как латинский парус.

       Этот, второй по распространённости в 19 в парус появился довольно поздно – в конце XVI , начале XVII в. и поначалу использовался исключительно на малотоннажных судах Англии, Голландии, Дании, Германии.
       Постепенно, завоёвывая популярность, стал «перебираться» на корабли всё более старших рангов. Так, если в 1750 – 1770 гг им оснащались фрегаты, то в 80-е годы  XVII им уже всё чаще вооружали линейные корабли. К концу XVII в. корабли с латинской бизанью стали исключением, уступившей пальму первенства галф-триселю.
        И всё же пика популярности гафельные паруса достигли с широким внедрением парусного вооружения типа «шхуна». Появившиеся в Северо-Европейском регионе в начале XVII в. (первое достоверное изображение датируется 1628 г). В XVIII в. в Америке разразился бум строительства шхун, приведший в начале XX в к созданию совершенно монструозных шести и семимачтовых парусников.


        
    г.Шпринтовый парус менее всего можно отнести к рейковым так как собственно рея  он не имеет. Полотнище  паруса пришнуровывается к мачте, а ноковый угол растягивается специальной снастью, называемой шпринтов, пяткой своей упирающейся в бензель на мачте.
     
        Появился шпринтовый парус бассейне Средиземного моря. На изображениях римской эпохи он встречается только на небольших судах.          
       Второе «рождение» шпринтового паруса произошло в Дании в XV в. В странах Северной Европы был очень популярен на малых и средних судах, став своего рода, «визитной карточкой» голландских каботажных  парусников.






       б.Стакселя и кливера.  Имеют треугольную или трапециевидную форму. Ставятся на штагах или леерах соответствующих мачт и стеньг.
       
    Стакселя – паруса треугольной или четырёхугольной формы, ставятся на штагах мачт и стеньг, а так же между фок-мачтой и форштевнем.

        Стакселя появляются на военных парусных кораблях с XVII в. и оттуда уже перекочевывают на торговые парусники

      

     Кливера – паруса исключительно треугольной формы, ставятся на штагах между фок-мачтой и бушпритом с утлегарем.

        Кливера появляются на парусных кораблях с XVIII в., вслед за стакселями.




       3. Вспомогательные паруса.
       
       
    Паруса закрепляемые в слабый ветер для увеличения площади основных парусов называются вспомогательными и делятся на  пришнуровываемые к основным -  бонеты и растягиваемые на выдвигаемых реях и выстрелах (лисель-спиритах)  - лиселя.

        Бонеты – полотнища парусины, пришнуровывавшиеся к нижнему, а реже боковому краю прямых и латинских парусов. Могли обеспечить 20 – 30% увеличение площади паруса.

        Появление и применение бонетов ограничено XIV – XVI веками.  Вышли из употребления после введение в обращение практики взятия рифов, на парусах. Сохранились до 19 в. лишь на ряде судов с традиционными местными типами парусного вооружения


         Лиселя – Паруса, ставившиеся по боковым шкаторинам прямых парусов на специальных, выдвигаемых реях – лисель-спиритах.
         Позволяли увеличить площадь парусов на 30, а иногда и на 40%. Однако были сложны в установке и управлении, поэтому ставились, как правило, в форс-мажорных обстоятельствах.  Торговые парусники, кроме клиперов и пакетботов не несли их в принципе.

         Начали эпизодически применяться на военном  флоте с  середины XVII в., но реально распространение лиселей наступило со второй половины XVIII в.

    Категория: Флот гражданский | Добавил: Zmei (27.12.2010)
    Просмотров: 5770 | Теги: паруса, Sailship, косые паруса, sails, Sail, прямые паруса, дополнительные паруса | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    © Материалы из личной колекции ZMEY'a. Все представленные материалы являются собственностью авторов