Форма входа

Поиск

Материалы сайта

Комментариев: 75
Форум: 36/918
Фотографий: 176
Новости: 16
Статьи: 17

Самые популярные

[15.06.2010]
Так ли историчен Assassins Creed 2, как его малюют? (25)
[11.10.2009]
Ятаганы (4)
[11.10.2009]
Как я делал игровой арбалет (3)
[06.04.2010]
Ассасины как есть или Почему Assassins creed никогда не будет правдивой игрой. (9)
[27.12.2010]
Паруса и их основные типы (0)

Друзья сайта


  • Московский Каталог сайтов

  • Военно-исторический форум


  • Военно-исторические ресурсы
    Military History
    Рейтинг Военных Сайтов



    Статистика

    Сейчас бродят: 1
    Залётных: 1
    Местных: 0




    Сегодня были





    Вторник, 16.04.2024, 16:43, Konstantin(29)
    Приветствую Вас Залетный | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » История военного дела » Флот военный

    История строительства и гибели «Мери Роуз»

    19 июля 1545 г. король Англии Генрих VIII Тюдор, стоя на стене прибрежного замка Солей, наблюдал за выходом своего флота навстречу приближающейся французской эскадре. Возглавлял строй кораблей королевского флота любимый флагман короля – обновлённая «Мери Роуз». Мэри Роза – так он был назван в честь любимой сестры короля - Мери.

    Корабль, недавно перестроенный и перевооружённый, символизировал могущество короля на море. Гордо реяли над морем флаги и многочисленные вымпелы, поблёскивало на палубах оружие и доспехи морских солдат. Стелился дымок фитилей корабельных пушек и ручниц.
     

    Единственное «прижизненное» изображение «Мери РоузВнезапно окружение короля громко закричало, выражая таким образом своё горе и разочарование. Шедший впереди и уже сблизившийся с противником флагман, выполняя разворот, внезапно накренился спустя всего несколько минут лёг парусами на воду. Ещё десяток минут и на поверхности воды колыхались бочонки, куски дерева, да головы немногих пловцов.

     

    Неожиданно лишившийся самого могучего своего корабля английский флот, подобрав уцелевших, утратил свой боевой порыв и вновь вернулся в гавань Портсмута. Правда и противник, узрев мощь англичан, не решился продолжить нападение и медленно продефилировав вдоль побережья удалился восвояси.

    Гибель «Мери Роуз»Так, лёгший на морское дно корабль, смог нелепой своей гибелью предотвратить вторжение врага. Но это не стало последней вехой в судьбе корабля. Итак, - по порядку.

    Корабль на днеСтроительство корабля – будущей «Мери Роуз» началось в 1509 году. Это была одна из крупнейших каракк своего времени. Заложенная, в первом в Портсмуте сухом доке, она строилась с применением самых новых, для Англии кораблестроительных технологий и конструктивных решений. Впервые, в английском кораблестроении, на «Мери» была применена обшивка корпуса вгладь, прорезаны бортовые пушечные порты, на нижнем деке, установлена, самая совершенная, на тот момент артиллерия.
     
    Модель-реконструкция «Мери Роуз» на основе поднятых находок.Спущенный на воду в 1510 году корабль представлял собой четырёхмачтовую каракку. Длинной по ватерлинии 37,3 м, по килю 32 м максимальной шириной 11,4 м и осадкой 4,5 м. Максимальная высота корпусных конструкций составляла 13 м. Тоннаж корабля составлял примерно 600 строевых тонн. Первоначальное водоизмещение достигало 1150 тонн, масса корабельного балласта - 150 тонн.

    Вооружение корабля включало 7 тяжелых бронзовых и 34 железных пушек различных калибров. Наиболее тяжёлые из них размешались на двух орудийных палубах корпуса, более лёгкие – на надстройках.

    Вариант художественной реконструкцииКорабельное вооружение дополняли длинные английские луки и огнестрельные ручницы, холодное оружие отряда корабельной пехоты, включавшее пики, копья, алебарды, топоры, мечи и круглые щиты.

    Пушки «Мери Роуз». Бронзовые пушки. Бронзовые пушки. Бронзовые пушки.
    Обычно экипаж корабля составлял 200 моряков, 185 морских солдат, 30 канониров. Правда, в коротких выходах, как тот что случился 1545 году на борту могло находиться до 700 человек.
    Реконструкция фрагмента борта с показом размещения пушек, позиции стрелков и лёгкого фальшборта-мантелета.
    Дворянский меч найденный на месте гибели «Мери Роуз».Окончание военных действий между Англией и Францией в 1514 г. привело к сокращению активности флота и выводу «Мери Роуз» в резерв. Тем не менее, судьба корабля не осталась безразличной для короля и в период 1535 – 1536 гг. была проведена модернизация, выразившаяся в перестройке ахтеркастля и пополнении артиллерийского вооружения. Это привело к увеличению грузовместимости до 700 строевых тонн и водоизмещения до 1530 т.. Несомненно, это не могло не вызвать рост осадки корабля и, соответственно, приближению пушечных портов нижнего дека к грузовой ватерлинии.
      
    Детали ручницы.
    Грозовую годину 1545 г. «Мери Роуз» встретила в полном блеске своего боевого могущества. На нижнем деке размещались первые, отлитые в Лондонском арсенале, бронзовые корабельные пушки на новейших четырёхколёсных лафетах. Рядом с ними и деком выше стояли, более характерные для того времени, кованные железные пушки, со сменными зарядными каморами, на двухколёсных архаичных лафетах. Надстройки венчали железные фальконеты на вертлюгах.
     
    Приняв на борт усиленный экипаж, численность которого достигла 700 человек флагман вышел в свой последний поход. Казалось всё было готово и учтено. Но, кораблестроение наука точная и не подчиняется королевским эдиктам. Перегрузка корабельных конструкций и большой экипаж недопустимо уменьшили высоту надводного борта. Увеличенные, при перестройке надстройки, и стоявшие на верхних палубах морские солдаты, в полном вооружении, чрезмерно уменьшили поперечную остойчивость. Выполнение крутого разворота, даже при спокойном море, привело зачерпыванию воды, открытыми перед боем, нижними орудийными портами. Резко усиливавшийся крен бросил массу людей на опустившийся борт, туда же устремились, по встающей на дыбы палубе, пушки противоположного борта. Всё это ещё больше увеличило стремительно нарастающий кренящий момент. Потоки воды неудержимо хлынули внутрь корпуса.
    Размещение тяжёлой артиллерии в корпусе «Мери Роуз».
    Длинные английские луки поднятые с «Мери Роуз»Агония корабля длилась недолго. В течение минут он лёг на грунт, с креном на правый борт. Среди всплывших деревянных предметов и мусора из воды подняли только 30 человек – матросов и слуг – находившихся на верхней палубе и сумевших выбраться из паутины снастей и не обременённых оружием и доспехами.
    Стрелы поднятые из кладовых корабля.
    На протяжении столетий место гибели знаменитого корабля, лежащего недалеко от берега, несколько раз находили и снова теряли. Наконец, в 1966 году останки корабля были в очередной раз обнаружены, осмотрены и чётко нанесены на карту. Обследование показало, что уцелела часть корпусных конструкций правого борта, часть корабельных пушек и значительное количество различных мелких предметов обихода, того периода.
     
    Морские археологи удостоверились, что сохранившиеся дубовые части корпуса смогут выдержать подъём на поверхность без опасности разрушения. В 1979 г. был создан Совет попечителей корабля занявшийся всесторонней подготовкой к подъёму корабля со дна пролива Солент. В 1982 году эта подготовка была успешно завершена и операция по подъёму прошла практически без сучка и задоринки. В настоящее время этот уникальный памятник истории кораблестроения можно видеть в созданном, специально для него, музее в Портсмуте. Рядом с другими знаменитыми памятниками истории кораблестроения – линейным кораблём «Виктори» и парусно-винтовым кораблём «Уорриор».Но это уже несколько другая история.
    Корпус корабля, выставленный в музее и проходящий консервацию.
     
    Корпус корабля, выставленный в музее и проходящий консервацию.
     
    Частичная реконструкция сохранившихся помещений корабля.
     
     
    Категория: Флот военный | Добавил: Zmei (10.09.2009)
    Просмотров: 4925 | Рейтинг: 4.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    © Материалы из личной колекции ZMEY'a. Все представленные материалы являются собственностью авторов